- Алданов Марк
-
АЛДА́НОВ МАРК (наст. имя Ландау Марк Ал-др.) (1886—1957) — писатель. Сын крупного промышленника. Окончил классич. г-зию, физико-мат. и юрид. ф-ты Киевского ун-та (1910). В 1919 выехал в Париж с делегацией полит. деятелей (входил в партию нар. социалистов), в Россию не вернулся. Окончил Парижскую школу общественных наук (1923). С 1941 жил в США; был одним из основателей "Нового журнала". После войны возратился во Францию. В первые годы жизни в эмиграции написал сочинение "Загадка Толстого" (1923) и множество полит. портретов, в т. ч. один из первых лит. портретов Ленина (1919). В мировую лит-ру вошел как автор ист. романов, возникших под воздействием революций 1917 и влиянием Л. Н. Толстого. А. убежден в том, что нет линейной причинно-следственной связи в истории; она совокупность мн. причин и миллионов отд. воль. В микроисторич. мире (страна, отрезок времени, круг людей) можно найти подобие закона, но в макромире на смену логике законоположенного бытия приходит Случай (см. кн. А. "Ульмская ночь и философия случая", 1953). Ведущими в романах А. стали темы иронии судьбы, истории, мироздания, "волнующей связи времен", факторы ист. повторов в их сочетании с факторами уникального (случая). 16 романов А. объединены также фабульными связями персонажей разл. поколений: тетралогия "Мыслитель" посв. эпохе франц. революции, наполеоновских войн, смерти Наполеона и убийства Павла I ("Девятое термидора", 1923; "Чертов мост", 1925; "Заговор", 1927; "Святая Елена, маленький остров", 1923), трил. об эпохе революций 1917 ("Ключ", 1930; "Бегство", 1932; "Пещера", 1934), ром. "Истоки" (1950) — об Александре II, "лучшем" рус. царе, и о "лучших" людях России, его убивших. По мысли А., 1881-й год был истоком 1917-го; его последствиям посв. ром. о революции "Самоубийство" (1957). Неск. романов А. являются "спутниками" осн. серий: "филос. сказки" "Десятая симфония" и "Азеф" (обе 1941), "Повесть о смерти" (1952), "Начало конца" (1939) и "Живи, как хочешь" (опубл. в 1958). А. также автор рассказа-"сказки" об итал. Возрождении "Бельведерский торс" (1938), пьесы о событиях на Украине в 1918 "Линия Брунгильды" (1937), десятков статей: (в т. ч. о Достоевском, о романе, о положении эмигрантской лит-ры), "людей катастрофич. эпох": 6 книг лит. портретов "Юность Павла Строгонова", "Огонь и дым" (обе 1922), "Современники" (1928), "Портреты" (1931, 1936); "Земля, люди" (1932). Основываясь на науч., в т. ч. архивных разысканиях, А. оставлял за собой право на вымысел в истолковании психологии тех ист. лиц, к-рые "объяснили бы эпоху и эпоха объясняла бы их". Бунин назвал А. "последним джентльменом рус. эмиграции".
М. А. Алданов
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.